Интернет-маркетинг
Интернет-маркетинг – это по сути деятельность, направленная на привлечение новых и удержание уже существующих клиентов посредством Интернета. Собственно, это и есть два вида маркетинга – привлечение потребителя и удержание его.
Для мобилизации покупателей в интернет-маркетинге применяют такие приемы как: интернет-реклама; пиар (PR) и поисковую оптимизацию (SEO). Чтобы сохранить уже имеющуюся клиентскую базу используют сайт; поддержку пользователей, email рассылки, а также специальные акции.
Причем, наличие сайта крайне важно не только для сохранения количества посетителей — без него немыслимо привлечь внимание новых клиентов.
Существуют и вспомогательные виды маркетинга такие как: исследования целевой аудитории, изучение конкурентной среды, мониторинг уровня удовлетворенности клиентов и мониторинг эффективности рекламных кампаний. Рассмотрим подробнее каждый из этих инструментов.
Реклама, нужна ли?
Традиционным способом привлечения покупателей всегда считалась реклама. По видам реклама может быть:
- имиджевой
- продуктовой
- торговой.
Цель имиджевой рекламы заключается в формировании и поддержании торговой марки – это самый дорогой и продолжительный вид рекламы.
Продуктовая реклама призвана мотивировать потенциальных покупателей на приобретение определенного продукта (услуги).
В свою очередь торговая рекламная компания имеет цеью заставить уже созревшего для покупки клиента приобрести товар именно у вас. Это самый недорогой вид рекламы и по времени непродолжительный.
С точки зрения носителей информации, интернет-реклама может быть текстовой или баннерной.
В последнее время текстовые блоки обычно более эффективны за счет маскировки информации сайта под контент не рекламного характера. Но самый дешевый и действенный вид рекламы – это контекстная реклама на страницах поисковых серверов. Это типичная торговая реклама, пригодная для тех покупателей, которые уже приступили к активному поиску и набрали поисковый запрос по какому-то товару.
Очень широк и разнообразен в применении интернет-pr. Он использует пресс-релизы, «джинсу» — заказные статьи, «наведение мостов» с заинтригованной вашим продуктом прессой, активность на форумах и блоггинг. Вообще, в современном Интернете блог является самым основным инструментом пиара. И этому способствуют две причины: блоги читают и им верят. И если вы будете иметь хорошие отзывы в блогах, продажи просто взлетят вверх, а публикации вашего коммерческого блога будут читать, а не пролистывать.
Зачем вам SEO-оптимизация?
Для привлечения к вашему интернет-магазину более или менее активной целевой аудитории с поисковых серверов используется SEO-оптимизация. Основными инструментами SEO являются оптимизация текстов на сайте интернет-магазина под поисковые запросы по вашим товарам и размещение ссылок на него с внешних ресурсов. Если все выполнено верно, вы получаете дешевый и качественный поток посетителей в ваш магазин (траффик).
В основном, все вышеизложенные способы (реклама, PR и SEO) применяются с одной целью – привлечь клиентов в интернет-магазин. Когда потенциальный покупатель заходит на сайт, он либо остается, либо покидает его. И, если посетитель все же остался, его необходимо превратить в клиента. Этот процесс носит название «конверсия». На конверсию оказывают влияние: произведенное впечатление, удобство использования (юзабилити) и наполнение (контент) сайта, доверие, проработка возражений и множество других фаторов.
Поэтому главная задача интернет-маркетинга организовать сайт интернет-магазина таким образом, чтобы он удовлетворял целевую аудиторию, и отвечал целям бизнеса. Ну и, конечно, обеспечить его функционирование (обновление контента и т.д.)
После привлечения покупателей в ваш магазин им, как и в жизни, нужна забота и поддержка, которая может облекаться в различные формы: ответы на вопросы онлайн и по е-mail, реакция на комментарий в коммерческом блоге, консультация в ICQ и т.п. Главное, чтобы посетители почувствовали на другой стороне монитора не бесчувственный сервер с базой данной, а живой творческий коллектив, который дорожит своими клиентами и всегда готов протянуть им руку помощи. Это очень важно.
Старая истина гласит, что привлечь нового клиента в несколько раз важнее, чем удержать старого.
С целью поддержания спроса на товары и стимулирования покупок нужно проводить специальные акции: программы лояльности, бонусы, скидки, лотереи и прочее – насколько хватит фантазии. Но главное не переусердствовать и не оторваться от целевой аудитории, дабы не потерять часть покупателей.
В основу успеха любой рекламной компании заложено исследование ее целевой аудитории (ЦА), а именно: определение ее проблем, предпочтений, желаний, возрастных границ, выявление активных и пассивных потребителей и т.д. Для этого проводят специальные опросы и составляют «портрет потенциального покупателя”.
Очень эффективно для этого использовать контекстную рекламу.
В целях более точного определения конкурентоспособности вашего предложения необходимо исследовать конкурентную среду в своей группе товара, а также изучить положительный опыт своих компаньонов.
Хороший результат для определения недостатков товара (магазина, сайта) дает проведение мониторинга удовлетворенности – опросов на сайте, анкетирования, тестирования и т.д.
Для того, чтобы просчитать свои затраты на привлечение каждого нового клиента, на осуществление каждой новой продажи проводят мониторинг эффективности рекламной компании.
Это и есть основные теоретические принципы интернет-маркетинга. А такие важные составляющие успеха как интуиция и опыт приобретаются уже в процессе дальнейшей работы.
Сергей Бердачук
Эксперт по привлечению клиентов и продажам
Рекомендуем почитать: