SWOT анализ
Что такое SWOT-анализ и как его провести?
SWOT-анализ – эффективная и при этом простая методика стратегического планирования, широко используемая в маркетинге. Простота анализа позволяет успешно применять его в малом бизнесе. Данная методика заключается в выявлении, структурировании и оценке сильных и слабых сторон фирмы, а также возможностей и угроз, существующих на рынке.
Аббревиатура SWOT так и расшифровывается – Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats (что означает: сильные стороны, слабые стороны, возможности, угрозы).
Он поможет сопоставить имеющиеся преимущества и недостатки, а затем решить, в каком направлении и как следует действовать.
Как провести SWOT-анализ?
Для начала соберите все доступные вам данные: статистику по вашему сегменту рынка, публикации в СМИ, сведения от партнеров по бизнесу, отзывы клиентов и т.д. Проанализируйте собранную информацию и постарайтесь составить объективный портрет вашей фирмы с точки зрения целевой аудитории.
Матрица swot анализа
А теперь нарисуйте простую таблицу и заполните каждую графу.
Внутренние факторы | Strengths – Сильные стороны
|
Weaknesses – Слабые стороны
|
Внешние факторы | Opportunities – Возможности
|
Threats – Угрозы
|
При заполнении обратите внимание на то, что сильные и слабые стороны должны относиться к внутренней среде вашей компании (то, чем вы можете управлять), а возможности и угрозы – к внешней (то, на что вы повлиять не можете).
Пример. К сильным сторонам могут относиться профессионализм персонала, высокое качество продукта, быстрота обработки заказов. В качестве слабых сторон могут быть указаны скудность информации о продукте или фирме, отсутствие послепродажного обслуживания, высокие цены. К возможностям вы можете отнести одобрение деятельности компании общественностью и востребованность ваших продуктов, а к угрозам – законодательные препоны или большое количество конкурентов.
Заполнив таблицу, определите, каким образом сильные стороны способны помочь в использовании возможностей, возникающих во внешней среде, и противодействовать ее угрозам. Затем постарайтесь понять, как могут помешать использованию возможностей и противодействию угрозам указанные в таблице слабые стороны.
Рекомендации по проведению SWOT-анализа
- Не забывайте об объективности, указывайте сильные стороны аргументированно.
- Старайтесь не углубляться в детали, избегайте неконкретных формулировок.
- Помните, что преимущества и слабости могут считаться таковыми лишь в сравнении с конкурентами.
- Если ваш бизнес достаточно масштабен, проводите SWOT-анализ его отдельных сегментов. Это поможет избежать обобщенности, из-за которой проделанный труд может оказаться бесполезным.
Результаты SWOT-анализа – хорошая основа для составления бизнес-стратегии. Грамотный SWOT-анализ способен открыть не замеченные ранее возможности выхода из кризисной ситуации, помочь повысить конкурентоспособность бизнеса и выйти на новые рынки.
Сергей Бердачук
Специалист по продажам и привлечению клиентов